Рано или поздно каждый человек задумывается о своих корнях: кем были, как жили, а главное – какими были их прародители? Какой след оставили о себе, чего добились при жизни? Хорошо, если эти вопросы возникают тогда, когда на них еще есть кому ответить. А если уже не у кого спросить?
(Продолжение. Начало в №№ 27, 28)
С Японией война началась 9 августа и закончилась 2 сентября 1945 года. Война длилась недолго, но бои были ожесточенными. Из воспоминаний отца, никто из солдат не знал о начале войны. За 2 недели до ее объявления их полк железнодорожным транспортом перебросили севернее Хабаровска в район г. Свободный (территория Еврейской автономной области) и под видом учений было приказано выйти непосредственно к границе с Китаем и окопаться в лесу.
В одну из ночей полк был поднят по тревоге и после форсирования р. Амур пошел в наступление в направлении г. Харбина. Там и пришлось узнать, кто такие самураи, ходить во весь рост под пулями и осколками в атаку и радоваться каждому прожитому дню. Отец вспоминал и такой эпизод, когда наступление на одном из участков было приостановлено. В какой-то башне засел «смертник» – японский пулеметчик и прицельным огнем уничтожал наших пехотинцев. Погибло много солдат.
Достать того «смертника» стрелковым оружием никак не удавалось. Тогда командир их минометной роты в нарушение всех правил стрельбы из минометов приказал расчету отца и другим минометчикам закопать лафеты минометов в землю и стрелять по огневой точке противника прямой наводкой. Только таким образом удалось уничтожить это пулеметное гнездо…
Вскоре полку, где служил отец, был отдан новый приказ – развернуться и маршем выйти к городу Комсомольск-на-Амуре, а завершить наступательную операцию на Харбин было поручено другим войсковым соединениям. Переправившись через Амур, личный состав полка вместе с техникой и вооружением погрузили в железнодорожный состав и повезли в порт Советская Гавань. Там перегрузили на корабли и направили через Татарский пролив на занятие Курильских островов, оккупированных в то время японцами. Корабли сопровождали наши советские подводные лодки (их видели ночью, когда они всплывали). Какой из островов их десант освобождал, отец не помнил. В мемуарах военачальников, руководивших этой операцией, хорошо описано взятие северных островов Курильской гряды – Шумшу и Парамушир. Но эти острова освобождала 101-я дивизия со стороны полуострова Камчатка. 255-я дивизия, где служил отец, была в составе смешанного десанта и действовала южнее. В литературе об этом десанте я встречал только упоминание.
Отец рассказывал, что при подходе к островам японцы встретили их корабль сильнейшим артиллерийским и пулеметным огнем, к берегу невозможно было близко подойти. Поэтому еще с моря пришлось обстреливать береговые укрепления противника из всех видов корабельных орудий, а сухопутным подразделениям, перебрасываемым на захват Курильских островов, прямо с палуб кораблей и из всех видов минометов. Одновременно солдаты и офицеры полка вместе с оружием и боеприпасами прыгали с кораблей в море, и кто вплавь, кто при помощи имеющихся плавсредств под градом пуль и осколков двинулись к берегу. Раненые и те, кто не умел плавать, тонули прямо у всех на глазах.
После высадки на берег все силы пошли на штурм. Японцы оборонялись ожесточенно. Во время этой операции погибло немало солдат и офицеров полка, в том числе и товарищей отца. В одной из атак и он получил пулевое ранение в руку. Пуля прошла навылет, не повредив кость. Поэтому санинструктор только перевязал рану без госпитализации и оставления поля боя… Отец мне показывал шрамы от пули – маленький спереди предплечья, где она вошла, и большой сзади предплечья, где она вышла. Вообще, отец не любил рассказывать о войне. Говорил, что это только в кино герои фильмов всегда побеждают и награждаются орденами. На самом деле многие бойцы погибают в первом же бою, и вообще война – это тяжелая работа, голод, холод, грязь, недосыпания, авитаминоз и, конечно же, страх погибнуть или стать инвалидом. Хотя, как он говорил, и к этим мыслям тоже привыкаешь…
Вскоре после завершения этой наступательной операции по захвату Курильских островов Япония капитулировала, и их 255-ю дивизию перебросили на полуостров Камчатский. Закончилась война, началась демобилизация. Необходимо было возвращаться к мирному труду. Однако и расформировать всю армию было нельзя. Поэтому демобилизовали прежде всего людей в возрасте, молодых оставляли служить, пока не вырастет и не будет призвано новое поколение. Так и моему отцу пришлось служить после войны еще целых 5 лет. В этот период он сменил и военную профессию. По Ленд-лизу (соглашению в период войны с США и Англией о поставках в СССР военной техники), на территории Дальнего Востока находилось немало американских автомобилей и бронетехники. Однако поставлялись они морским путем транспортными кораблями в разобранном виде. Поэтому требовалось осуществлять их сборку. Узнав, что отец ранее работал трактористом, командование полка откомандировало его и еще несколько бывших трактористов в автомобильную ремонтную мастерскую дивизии для сборки этой техники.
Знания и умения, полученные на курсах МТС и в период практической работы на тракторе, пригодились. Уже здесь отец изучил устройство американских автомобилей и тягачей, таких как «Студебеккер», «Шевроле», «Форд», получил квалификацию водителя, электросварщика, электрика, стал командиром ремонтного взвода. Он рассказывал, что каждый день им необходимо было собирать по автомобилю. Одних колес нужно было накачать вручную 6 штук. Поэтому, чтобы облегчить работу и ускорить сборку автомобилей, отец сам спроектировал и построил электростанцию с приводом от автомобильного двигателя, компрессор и ряд приспособлений. В мастерской ремонтировали и свою – отечественную технику. Будучи командиром взвода, отец получал неплохое на то время денежное довольствие, большую часть которого отсылал родителям для покупки дома.
За время службы в автомобильной ремонтной мастерской дивизии отец неоднократно поощрялся командованием. Даже перед увольнением в запас командование полка предложило ему пройти курс обучения на офицерских курсах и остаться на военной службе, однако отец более 7 лет не виделся со своими родными и отказался.
Путь домой оказался длиннее, т. к. возвращался он уже не в родное Аньково, а в неизвестный ему Воложин, куда после войны переехали его родители и младшие братья. До Москвы добирался самолетами, а оттуда до Минска и ст. Воложин (д. Городьки) поездами. От станции до города шел пешком, в Воложине спросил у прохожих расположение ул. Дубинской (ныне Октябрьская), на ней случайно и встретил своего отца, который от неожиданности чуть не упал в обморок. Было это в начале лета 1950 года.
Отец рассказывал, что планировал немного отдохнуть, осмотреться и через неделю-две поискать работу, однако уже на третий день его вызвали в райисполком. Там узнали, что из армии вернулся фронтовик, водитель, которых в то время в нашем городе было немного, и предложили ему поработать водителем в райисполкоме. Так отец стал возить на немецкой БМВ председателя райисполкома Евгения Степановича Козинцева. В райисполкоме были еще пара лошадей и еще один автомобиль – разукомплектованная полуторка (ГАЗ-АА). Постепенно отец ее восстановил, а пока она была неисправна, приходилось использовать лошадей для перевозки из леса дров для отапливания здания райисполкома (райисполком, райком партии и районный отдел заготовок находились в одном из зданий бывшего дворца графа Тышкевича). В этом здании до недавнего времени находились отдел статистики, редакция районной газеты «Працоўная слава» и военкомат. Также на лошадях приходилось ездить в г. Молодечно за бензином для БМВ.
Кстати, о БМВ. На фото – БМВ-321. Модель выпускалась с 1938 по 1945 год. За этот период было выпущено около 7,5 тыс. машин. Какого года выпуска конкретно этот автомобиль, я не знаю. Помню только то, что отец рассказывал о ней: печки не было, поэтому зимой стекло периодически протирали тряпочкой, в которой была соль; днище кузова было собрано из досок, которые можно было заменить; в передней подвеске стояла только одна поперечная рессора. Когда автомобиль полностью выработал свой ресурс (запчастей не было), его списали. Отец пытался как-то восстановить его: подбирал поршни в двигатель от других автомобилей, из стальной трубы вытачивал поршневые кольца и сам закаливал их и т. д. Конечно, автомобиль после этого еще ездил, но и снова ломался…
Сергей САНТАЛОВ
(Продолжение будет)