Много лет назад Сергей Лавринович связал свою жизнь с профессией врача анестезиолога-реаниматолога и никогда после не сомневался в правильности сделанного выбора. И теперь, имея за спиной 38-летний стаж работы, продолжает считать ее самой лучшей на свете.
ля многих людей не понятно, чем занимается анестезиолог-реаниматолог, а между тем именно от врача этой специализации в операционной зависит жизнь, комфорт и безопасность пациента. Сергей Михайлович рассказывает, что в его обязанности входит следить на этапе глубинной анестезии за жизненными функциями больного. При возникновении внеплановых ситуаций он занимается их разрешением и дальнейшем сопровождением пациента до пробуждения, а после специалист продолжает свою работу в отделении реанимации.
Сергей Михайлович родился и вырос в Воложине в семье педагогов. Мама, Зинаида Максимовна, преподавала химию в средней школе № 1, отец, Михаил Адольфович, был директором средней школы № 2 райцентра. Именно они посоветовали сыну поступать в мединститут и сделали все, чтобы у того были хорошие знания по профильным предметам.
Конкурс в столичный медицинский ВУЗ был не просто огромный – это был конкурс медалистов. Сергей Михайлович успешно прошел испытания и стал студентом. В 1986 году, когда закончил лечебный факультет и прошел интернатуру со специализацией терапевт, молодой человек получил распределение в Вилейку.
Как раз в это время появилась профессия анестезиолог-реаниматолог. В Вилейской районной больнице только пару лет назад открылось такое отделение и очень нужны были соответствующие специалисты. Сергею Михайловичу предложили пройти обучение и работать в этой сфере. Трудовая деятельность в Вилейке, где наш герой уже стал заведующим отделения, продлилась до 2007 года, когда по воле судьбы он оказался в родном Воложине.
Все эти годы служба анестезиологии и реанимации усиленно развивалась, специалист старался идти в ногу со временем, к тому же у него уже был накоплен достаточный опыт. Хочется отметить, что именно Сергей Лавринович первым в Воложине стал применять регионарную спинно-мозговую (спинальную) анестезию при кесаревом сечении. До него женщинам делали общий наркоз. Теперь молодежь этому учат изначально, как более безопасному способу обезболивания. При таком виде анестезии пациент все слышит, все понимает, но боли не ощущает. После операции он быстрее приходит в себя, и риски развития побочных реакций минимальные.
Сергей Михайлович не понаслышке знает, что медикаменты в реанимации в достатке были всегда, но не было такого оборудования, не было таких технологий, как сейчас. Новые подходы и техническое оснащение дают больше возможностей для спасения человеческих жизней.
Рабочий день, за исключением дежурств, у анестезиолога-реаниматолога начинается в восемь часов утра с обхода. После проходит так называемая «пятиминутка». Дежурный врач вводит всех в курс дела: рассказывает о новых поступивших, о состоянии каждого пациента, о том, что произошло за ночь. Во главе с заведующим отделения обсуждается дальнейшее лечение больных, составляется план действий на текущие сутки: кому нужна кровь, кому – консультация узких специалистов, кому – дополнительные обследования. У одного пациента все стандартно и просто, а у другого приходится проработать много вариантов, чтобы правильно подобрать схему лечения.
Опытный специалист рассказывает, что на дежурстве у них в отделении один человек отвечает за реанимацию, другой – за анестезию. На смене проводятся плановые операции, а также в любое время дня и ночи могут поступить экстренные больные. В сложных ситуациях приходится быстро искать оптимальные решения. Вообще, борьба за жизнь пациента – это командная работа. От того, насколько быстро и четко сработают медики, чтобы стабилизировать состояние пациента, зависит его жизнь.
Воложинская центральная районная больница тесно сотрудничает с медицинскими учреждениями ближайших городов. Так, если в отделение анестезиологии и реанимации поступает ребенок, то врачи связываются с Молодечненской детской больницей, где ставят маленького пациента на учет и руководят его лечением, позже приезжает бригада и забирает больного к себе.
Отрегулирован и алгоритм совместной работы при инфарктах и других проблемах с сердцем. При неординарных случаях всегда можно получить консультацию по телефону, работает и так называемая телемедицина. Это когда в онлайн-режиме с помощью компьютерных технологий консультации по оптимальному лечению дают специалисты из других учреждений здравоохранения.
В профессии анестезиолога-реаниматолога соединены две специальности. Анестезиолог отвечает за введение наркоза и сопровождение пациента до, во время и после операции, реаниматолог – за реанимацию и интенсивную терапию, то есть восстановление жизненно важных функций пациента. И хоть анестезиология в названии профессии стоит на первом месте, основная работа по мнению нашего героя – это все-таки реаниматология.
Несмотря на то, что у многих людей слово «реанимация» ассоциируется с чем-то необратимым, для Сергея Лавриновича – это место, где больные получают шанс на дальнейшую жизнь.
Анжела РАДЫНО,
фото автора