Калейдоскоп

Про наше общее прошлое. Как это было?

Шуточными и трогательными историями-воспоминаниями об одном из любимых и волшебных праздников поделились жители нашего города. Ведь встреча Нового года в 70-е, 80-е, 90-е и в совсем недавние годы – это чья-то юность, чье-то детство, чей-то зрелый возраст. Какое счастье, что есть истории, которые нас объединяют!

Мое раннее детство прошло во времена Советского Союза. Вспоминаю Новогодний карнавал в оной из организаций города, в которой работали мои родители. Кажется, это были 80-е годы. Елку ставили в актовом зале в самом центре. Деревянные стулья-раскладушки раздвигались вдоль стен. Елка мне казалась невероятных размеров, я не могла увидеть макушку. На сцене выступали дети с песнями и стихами. Дед Мороз, Снегурочка, хороводы – все по плану.

В какой-то момент Дед Мороз устроился на табурете около елочки. Подошла моя очередь рассказывать стихотворение и получить подарок из мешка. Начинаю читать стих, всматриваюсь в лицо дедушки и понимаю, что это никакой ни дедушка, а наш сосед по дому – дядя Володя. Как же я расстроилась! Не стала читать стихотворение дальше. На уговоры мамы не поддалась.
Когда дядя Володя появился в новогоднюю ночь у нас дома, так сказать в гражданском костюме, то объяснил, что Дедушка Мороз не успевает иногда побывать на всех праздниках, поэтому мы, взрослые, ему помогаем. Это объяснение меня устроило и подарок тоже.

Людмила (56 лет) связывает воспоминания детства со стеклянными шарами:

– Когда моя мама впервые увидела елку с настоящими стеклянными шарами, ей было лет 8. Время было послевоенное, сложное. Елка была диковинкой, а еще и с шарами. Получила необычный подарок – конфеты, белый передничек и беленькие носочки. Выросла, вышла замуж и всегда мечтала о такой елке с настоящими игрушками. Жили мы достаточно скромно, ютились в одной комнатушке: папа, мама и трое деток. Елку ставить было негде, но очень хотелось. И вот однажды родители принесли настоящую елку, перевернули стул на бок и закрепили между ножками стула ствол. Елку поставили в «красном углу». Украшали баранками, конфетами, ватой, из бумаги склеивали цветные цепочки-ланцужки. Где-то в 70-м году привезла мама из Минска набор настоящих стеклянных игрушек для елки. Там были шишки, космонавты, стеклянные шары, сосульки. Вот тогда она и рассказала о своей тайной мечте, которую хранила с детства.

Вспоминает Марина (55 лет) о магазине «Детский мир»:

– Мои лучшие воспоминания с Новым годом связаны примерно с 80-90-ми годами. Новогодние игрушки мы покупали в магазине «Детский мир» (нынешний «Восток»). В центре магазина стояла огромная елка. Из тончайшего стекла шары, шишки, Дедушки Морозы из ваты, хрупкие сосульки и бусы размещались на полках магазина. Покупки заворачивались в белоснежную бумагу. На праздничный стол готовились самые ценные блюда, которыми сейчас никого не удивишь. Мандарины – это вообще был редкий товар, за которым нужно было постоять в очереди. Отличное было времечко, есть что вспомнить.

Марина (58 лет) считает, что Новый год – это волшебство преображения:

– Часто вспоминаю именно новогодние утренники, которые организовывались в школе. Конечно, была традиция наряжать девочек снежинками или хлопушками, мальчиков – зайчиками или волками. Но мы с мамой были оригинальны в этом вопросе. Я была то березкой, то бабочкой. Особенно запомнился костюм индианки. Моя мама была очень творческой женщиной, с фантазией относилась к моим нарядам. Естественно, я занимала первые места во всех конкурсах костюма.

Ольга (47 лет) связывает свои воспоминания с легким экстримом:

– Помню, как сняла с елки новогодний шар. Запихнула его как-то в рот и не могла достать никак обратно. И маму позвать не могу, да и боюсь показаться таким сюрпризным способом. Так и не помню, что дальше. Кажется, я его раскусила. Нужно у мамы на Новый год спросить. И вторая неприятность – это подарок от Деда Мороза. Он принес мне под елку колготки. Так расстроилась. Сейчас бы я не отказалась от парочки отличных чулок.

Павел (52 года) вспоминает волшебные огоньки:

– Елку ставили, но подарков не было. Скромное детство. Конфеты помню, мандарины помню. Единственное, что вызывает восторг и сейчас, – сон под елочкой на матрасе. Гостей был полный дом. Запах елки и нежный свет елочной гирлянды запомнились навсегда. Какое-то сказочное, приятное воспоминание. А на утро сунул руку под подушку, а там подарок: краски, карандаши. И пока все спали, с сестрой лопали мандарины и конфеты прямо в постели. Не мог понять, как подарок попал под подушку. Взрослые сказали, что Дед Мороз принес. Долго размышлял, не верилось.

Юрий (43 года) закрепил свои воспоминания сладеньким:

– Мои воспоминания с Новым годом связаны с поиском самых вкусных конфет. Мешок со сладким подлежал жесткой инспекции, съедались самые вкусные конфеты в первую очередь нами детьми: «Белочки», «Ананасные», «Ромашки», «Грильяж», «Полет» и «Буревесник» доставались папе. Он очень вкусно доедал самые невкусные конфеты. Сейчас таких конфет нет.

Воспоминаний много и разных. У каждого свое, каждое особенное. Пусть и у наших деток и внуков будет настоящий новогодний, сказочный праздник, который мы, взрослые, в силах создать. Чтобы было что вспомнить и внукам рассказать. Уже будучи взрослыми, мы начинаем понимать, что воспоминания – это ценность, которую можно хранить в своем сердце.

Инна ДАЛИДОВИЧ