Вероника Лукашанец о профессии спасателя никогда не думала. Закончив Минский финансово-экономический колледж, готовилась к работе бухгалтера. Но подружка, которая в те времена работала в районном отделе по ЧС, подсказала, что есть вакансия диспетчера. Решив попробовать свои силы, Вероника направилась на собеседование к заместителю начальника отдела и успешно его прошла. С декабря 2011 года приступила к своим обязанностям.
В Год женщины рассказываем о тех, кто выбрал для себя мужскую профессию и ни разу об этом не пожалел.
– Почему выбрала МЧС, до сих пор не знаю. Наверное, все-таки внутри мне хотелось попробовать себя в этой профессии. Но бухгалтером или экономистом я точно себя не видела. Скорее это была мечта мамы, – говорит Вероника. – Наша профессия требует огромной выдержки. И дело не только в психологической нагрузке, но и в физической. Работать сутки напролет – само по себе тяжелое испытание. Хотя по регламенту у нас есть время на отдых до четырех часов, но каждые сутки индивидуальны. Нет никакой гарантии, что тебе удастся отдохнуть даже час. Ты можешь не поесть нормально, потому что обед снова уложится в пять минут на ходу. Телефонный звонок может раздаться в любую секунду, и тогда нужно мгновенно брать управление в свои руки и направлять подразделения и координировать все службы на выезде.
Главное, чему учит служба в МЧС, – пропускать чужую беду через себя. Это накладывает серьезный отпечаток, но в то же время очень закаляет характер. Если раньше я была более мягкой, то сейчас, как шутит муж, дома: «У нас «военщина». И в этой шутке есть большая доля правды.
В моей работе нет места сослагательному наклонению. Когда поступает вызов, ты не можешь рассуждать в стиле «а может быть…». Нужно действовать четко и по алгоритму: адрес, фамилия, имя, номер телефона. Если человек не знает точного адреса, то просишь конкретные ориентиры. Эта привычка к четкости и конкретике перешла и в семейную жизнь. Теперь и дома все должно быть разложено по полочкам. Думаю, это отражается и на детях, и на близких. Они тоже привыкают к тому, что слова должны быть точными, а обещания – выполненными.
Разговаривая с Вероникой, невольно приходит мысль: «Сколько силы в этой хрупкой девушке!» Ведь за работой диспетчера стоит не только красивая картинка в форме, но и необходимость собраться, сфокусироваться и направить помощь в кратчайшее время.
– Знаете, быть диспетчером МЧС – это постоянно балансировать. Нужно одновременно делать три вещи: четко отработать вызов, спросить адрес, отправить помощь, чтобы не терять ни секунды. И тут же, в ту же секунду, ты должна подобрать слова, потому что человек на проводе в панике, он кричит.
Людям в такой момент жизненно необходимо, чтобы их просто выслушали, приняли их страх. Они часто настолько сильно напуганы, что перестают слышать вопросы. И ты раз за разом повторяешь одно и то же, потому что человек не отвечает тебе, он просто выкрикивает свою боль. Получается, тебе надо и информацию для вызова добыть, и дать человеку право высказаться.
Сейчас Вероника находится в отпуске по уходу за ребенком, но до выхода в декрет она успела получить звание офицера.

– На самом деле все оказалось совсем непросто. Мало было просто пройти тесты и сдать нормативы в управлении. Необходимо было пройти стажировку в Заславле. Минский район считается самым напряженным, потому что там звонков поступает больше, чем в других. Неделю я стажировалась там, после чего дорога в министерство для сдачи тестов. Помимо стандартных компьютерных вопросов, нас ждал экзамен по английскому языку, потом вводные задачи на реагирование – как вести себя в разных ситуациях, и, конечно, беседа с психологом. Все это проходило в несколько этапов. Так что не скажешь, что было легко: пришлось и поездить, и посидеть за учебниками, чтобы все сдать.
За что мне нравится моя профессия? Наверное, за то чувство, когда ты реально помог. Не то чтобы важно, что тебя похвалили или отметили, хотя когда благодарят – это очень приятно. Ярче всего запоминаются спасенные жизни. Последний случай из моей практики, когда женщина заблудилась в лесу, паника, не знает, где она. Начали разбираться, через столбы, через линии электропередач вычислили точку. И все, подразделение поехало четко, нашли ее, спасли. А потом слышишь в трубке: «Спасибо» и понимаешь: вот оно – счастье. И сразу думаешь: «Как хорошо, что я не бухгалтер, не сижу целыми днями с бумажками». Моя работа – это живые люди, и я, правда, могу им помочь.
Наталья НЕМКЕВИЧ






