Одним из важнейших направлений государственной социальной политики Республики Беларусь является правовая охрана детства, которое согласно части первой статьи 32 Конституции находится под защитой государства. Особая забота и защита гарантируются детям-сиротам, в том числе посредством выплаты им пенсий, пособий, обеспечения надлежащего воспитания и содержания, включая предоставление жилья (статьи 47 и 48 Конституции).
Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее –Закон) реализует вышеуказанные конституционные положения.
Вместе с тем, результаты проведенной органами прокуратуры Минской области проверки свидетельствуют о том, что установленные государством меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, государственными органами и учреждениями области реализуются не в полной мере.
Установлены нарушения, связанные с неполнотой проведения обследований условий жизни кандидатов в опекуны, попечители, родители-воспитатели, приемные родители, изучением их личностных особенностей.
Органами опеки допускаются нарушения при осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания детей сиротской категории, деятельностью замещающих семей; не обеспечен должный контроль за проживанием воспитанников детских домов семейного типа.
Так, в Крупском районе потребовалось вмешательство органов прокуратуры для приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями одного из таких домов.
Установлены факты, когда замещающими семьями не выполнялись требования законодательства о проведении диспансеризации детей преимущественно в месяц их рождения.
Вследствие отсутствия должного контроля со стороны опекунов и попечителей, отсутствия доверительных отношений в отношении детей совершались преступления.
В ряде регионов установлены нарушения при передаче детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, на патронатное воспитание.
Кроме того имеются факты непринятия надлежащих мер по реализации и защите жилищных и иных имущественных прав детей сиротской категории. Не осуществляется контроль за сохранностью имущества подопечных и управлением им опекунами По-прежнему устанавливаются факты несвоевременной постановки данной категории несовершеннолетних на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не всегда обеспечивается безопасность и удовлетворение основных жизненных потребностей детей сиротской категории в детских интернатных учреждения и детских деревнях. В 2022 году – истекшем периоде 2023 г. нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия и пожарной безопасности устанавливались практически в каждом таком учреждении.
Проверкой установлены нарушения постинтернатного сопровождения детей сиротской категории, когда заинтересованными органами не принимаются меры по оказанию содействия в социальной адаптации и успешной интеграции в общество таких лиц.
Проведенной органами прокуратуры области проверкой вскрыты имеющиеся проблемы при установлении опеки и попечительства над детьми, формировании и функционировании приемных семей, детских домов семейного типа и детских интернатных учреждений, реализации института патронатного воспитателя, обеспечении контроля за условиями жизни и воспитания в замещающих семьях, сохранности принадлежащего им имущества, реализации их жилищных прав, постинтернатного сопровождения.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой области внесено представление в Минский областной исполнительный комитет.
Старший прокурор отдела по
надзору за исполнением законодательства
о несовершеннолетних и молодежи Елена Панькова