Врач-офтальмолог Ольга Хаткевич работает на приеме в поликлинике Воложинской центральной районной больницы и зорко следит за глазами взрослых и маленьких пациентов, которые приходят к ней с самыми разными проблемами.
Родилась и выросла Ольга Владимировна в городе Лида Гродненской области. На выбор ее будущей профессии повлияли сразу два фактора. Во-первых, мама – офтальмолог-хирург и заведующий отделением, имея за плечами 40-летний стаж работы, и сегодня продолжает практиковать. С малых лет девочка видела, понимала эту работу, которая постепенно становилась близкой и для нее. Во-вторых, в детстве Ольга много и серьезно болела, врачи всегда приходили на помощь. Поэтому в отношении к людям в белых халатах в ее душе сложились доверие и благодарность. Так постепенно, как нечто неотъемлемое, медицина вошла в жизнь нашей героини.
В результате Ольга Владимировна поступила в Гродненский медицинский университет. Там она получила специальность врача-педиатра, кем и отработала по распределению полтора года в Лиде. Но так как к этому времени вышла замуж за парня из Воложина, с которым вместе учились, то через некоторое время перебралась жить на его малую родину. Девушка прошла переподготовку в Белорусской медицинской академии последипломного образования по офтальмологии. И после декретного отпуска вышла на работу в поликлинику нашего города. На сегодняшний день Ольга Владимировна продолжает получать послевузовское образование: в этом году заканчивает ординатуру на базе Гродненской университетской клиники.
Ежедневно через кабинет врача-офтальмолога проходят более 40 человек, иногда эта цифра почти в два раза больше. Сюда входят профессиональные осмотры, водительская комиссия, проверка зрения, подбор очков, прием пациентов с нарушениями зрения, в том числе хроническими, и травмами глаз.
Специфика работы заключается в том, что приходится осматривать людей самого разного возраста: от малыша на руках у мамы до пожилых людей, которые самостоятельно уже не передвигаются. Ольга Владимировна говорит, что самое сложное свести воедино жалобы пациента, к тому же одно дело, что он чувствует, другое, что рассказывает, и то, что видит сам врач. Есть больные, которые только входят в кабинет, а уже понятно, что у них искать, а есть такие, с которыми надо очень долго разговаривать и по несколько раз проверять на аппаратах прежде, чем поставить диагноз.
В Воложине немного сложнее в плане технического оснащения. Если в областной больнице в Гродно работают два диагностических кабинета, то здесь приходится довольствоваться малым. Надо скорее предполагать болезнь на первичном уровне, дабы ничего не пропустить. Специалист по глазным болезням уверяет, что в их практике большая радость, когда ошибаешься в плане предположения диагноза: подозреваешь тяжелое заболевание, направляешь человека на обследование, а оно не подтверждается. К сожалению, не все это понимают.
Врач-офтальмолог прекрасно видит и общее состояние пациента. Были случаи, когда благодаря своему профессионализму Ольга Владимировна заметила у людей, что пришли на прем, признаки гипертонического криза, инсульта и даже онкологии. Все они вовремя были обследованы другими специалистами и направлены в стационар.
К какому бы врачу: хирургу, травматологу, неврологу, эндокринологу не обращался пациент, его всегда направляют к офтальмологу. Вызывают специалиста и в приемный покой, куда обращаются с самыми разными случаями: от извлечения инородного тела из глаза до более сложных. Если лежачий человек находится в стационаре, то окулист посещает его непосредственно в отделении, где проводит как внешний осмотр, так и аппаратный. Ольга Владимировна на практике убедилась в закономерности: чем тише ведет себя пациент, тем больше он нуждается в помощи.
Многие люди приходят на прием, когда их проблема уже запущена. Они не хотят обращаться к врачу, действуют по принципу «само пройдет» или сами назначают себе лечение. Очень интересно слушать, чем врачуют травмы органа зрения, которые произошли при работе с болгаркой, сварочным аппаратом и т. д. Как может прийти в голову, имея в глазу кусок металла, прикладывать к нему сырую картошку да еще надеяться, что это поможет.
Работая с маленькими посетителями, к каждому из них врач-офтальмолог старается найти подход, ведь ребенок может расплакаться, испугаться манипуляций в области глаз. Многие малыши любят инструментарий, с помощью которого проверяют остроту зрения и страшно не хотят уходить без него. А вес чемоданчика, где все хранится, в большинстве случаев больше, чем любого из юных пациентов.
Ольгу Владимировну очень огорчает, что с каждым годом все больше детей имеют нарушения зрения. Ведь здесь многое зависит от родителей: важно заметить нарушения на ранней стадии и приложить усилия, чтобы ситуация не усугублялась.
В семье Хаткевич воспитываются две дочери – 10 и 5 лет, поэтому нашей героине приходится выступать для них в роли врача-педиатра практически каждый день. Да и до сей поры, несмотря на то, что она уже много лет не практикует, специалисту продолжают звонить по разным педиатрическим поводам.
Благодаря отцу, мастеру на все руки, инженеру-строителю по образованию, женщина без труда может справиться и с «мужской» работой: починить розетку, кран, что-то поменять в машине и даже покрыть крышу, хотя, признается, и боится высоты.
По своей натуре Ольга Владимировна – консерватор, не любит никаких перемен, тяжело вживается в новые обстоятельства. Несмотря на то, что любит маленькие города, за пять лет она еще полностью не приспособилась к жизни в нашем райцентре. Говорит, что, привыкнув к определенным положительным моментам в большом городе, трудно не видеть их здесь. Хотя в целом Воложин ей нравится, и женщина рада, что живет и растит своих детей именно здесь.
Анжела РАДЫНО,
фото автора