Успех не приходит сам по себе. Личный результат – это итог огромной кропотливой работы над собой. А еще продукт большой и честной любви к своему делу.
Став победителем районного конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Воложинского района-2025», Надежда Суходолец поняла, что может и с еще большим рвением желает следовать по пути совершенствования себя в столь благородной и нужной для общества профессии – учитель. Ведь для этого есть все: хорошее образование белорусского государственного ВУЗа, активное участие в творческих инициативах, опыт и языковая практика и, самое главное, осознание своей миссии и способности передавать знания подрастающему поколению юных граждан нашей страны.
Дети не соврут. Они дарят такие эмоции, при которых обратная связь становится четким индикатором качества твоей работы.
Надежда Суходолец
Когда кто-то становится «героем дня», хочется разузнать об этом человеке чуть больше, чем уже известно. Поэтому мы отправились в гимназию, где встретились с Надеждой Георгиевной за ее привычным делом на рабочем месте. Открытый разговор затянулся по времени, но это стоило того. О себе она рассказала с удовольствием, как будто вновь проживая каждую страницу пролистанной книги:
– Почему английский? Хороший вопрос. Вообще мне нравились многие предметы в школе, привлекал процесс постижения нового и освоения нужных знаний. Но в большей степени я гуманитарий. Была даже проба пера в стихосложении. В одном из сборников, который выпускался в школе, опубликовала стих на военную тематику, навеянный рассказами бабушки о военных годах. Однако, изучая иностранный язык на повышенном уровне в родной гимназии, осознала тягу и желание оставаться в этом направлении и в дальнейшем.
В гимназии изучали в то время два иностранных языка. Главную роль сыграли, конечно, учителя-предметники. Это Валентина Анатольевна Биончик и Елена Ивановна Клачко. Грамотное преподавание делало свое дело. В подростковом возрасте мне, как и многим моим сверстницам, нравились песни Бритни Спирс, Кристины Агилеры. А там английский, и, волей-неволей, старались понимать, о чем в них поется, переслушивая и записывая текст. Позже я поняла: английский – это не просто предмет в аттестате, это «универсальный ключ». Меня всегда захватывала возможность открыть любую дверь в мире: прочитать книгу в оригинале, посмотреть интервью любимого актера, пообщаться с человеком из другой страны. Выбор пал на английский, потому что он дает максимальную степень свободы. Так я поступила на специальность «Современные иностранные языки» в Белорусский государственный университет.
Возможности были бесконечные. Помимо английского и немецкого мы изучали иврит, древнегреческий, латынь, этнокультурологию. В плане академических знаний все проходило на самом высоком уровне. Считаю, что это были очень плодотворные годы по формированию меня как личности и специалиста. С третьего курса я подрабатывала уже в туристическом агентстве, благодаря чему и практиковала язык, сопровождая туристические группы. Мне это все было очень интересно: путешествия, приключения, эмоции, впечатления. Но хотелось еще и помогать родителям в плане финансов.
Год спустя после окончания университета я вернулась в Воложин и некоторое время работала переводчиком на строительстве одного из хозяйственных объектов совместно с иностранными партнерами. Позже приняла решение работать учителем английского языка в гимназии. После перерыва на декретный отпуск продолжаю свою педагогическую деятельность вот уже пять лет. С детьми я всегда умела находить контакт, тут вопросов не было. Единственное, что мне пришлось сделать, это пройти переподготовку по специальности «Педагогическая деятельность», где я более углубленно познакомилась с образовательными технологиями.
Мы живем в цифровом мире. Наши планы – в облаке, наши достижения – в папках, наши жизни – в сторис. Но можно ли за черно-белыми квадратами увидеть живого человека? Мой самый главный пароль, который я подбираю каждый день, – это пароль к доверию моих учеников. Его нельзя скопировать. Его можно только заслужить.
Надежда Суходолец
Дело в том, что под учеников мне все-таки пришлось в определенной мере подстраиваться, так как однажды пришло понимание, что не все очевидное для них очевидно. Я задумалась: что не так? Чего мне не хватает? Так я начала искать актуальную информацию, разбираться, параллельно проходя онлайн-вебинары, курсы лингвистического университета и нашего Минского областного института образования.
Самое главное образование жизни – это самообразование. Внимательно смотрела, как работают коллеги, посещала открытые уроки, советовалась и была благодарна за конструктивную критику. Постепенно пришла к тому, что какие-то шаги стали удаваться у меня. И я вижу отклик, вижу обратную связь. Все начало получаться. При этом постоянно узнаю какие-то новые методы, потому что поколение меняется. Работая с сегодняшними школьниками, ясно вижу, насколько они отличаются от предыдущих поколений. Это дети, которые родились с цифровым кодом в ДНК. То, как, например, можно было работать с детьми, которые уже выпустились, не подходит нынешнем учащимся, они абсолютно другие. Это выражается в восприятии материала, так называемое клиповое мышление, мотивации. Но, вопреки стереотипам, их главная особенность не в любви к гаджетам, а в запросе на осмысленность.
Современному пятикласснику недостаточно сказать: «Это нужно выучить, потому что так написано в учебнике». Им важно понимать: «Как я применю это здесь и сейчас?» Для них мир не ограничен стенами школы. Благодаря интернету они чувствуют себя частью глобального сообщества. Дети стали более подвижные, поэтому должна быть скорость смены информации, постоянная смена видов деятельности. Все должно быть динамично. Но я также учу их замедляться и анализировать, превращая быстрый поток данных в глубокие знания.
Самое главное, что я ощущаю и свое постоянное развитие. Каждый мой день не похож на другой. Когда я привношу что-то новое и наблюдаю, как это действует, вижу иную реакцию детей, то понимаю, что им нравится. Это такие плоды труда, которые, скорее всего, материально не оценишь. Нынешнего школьника трудно удивить технологиями, поэтому главным инструментом остается искренность и живое общение. Дети чувствуют фальшь за версту. «Отчитать» урок не получится, его нужно прожить. Если вам самим интересно то, о чем вы говорите, класс это обязательно подхватит. Именно такой процесс иначе не назовешь, как только эффект «вау».

Мои ученики меня всегда поддерживали, и каждый класс мне сказал: «Мы в Вас верим!» Это были мои самые ярые болельщики. В этом случае понимаешь, что все не зря. Когда во время конкурса я проводила урок в незнакомом классе на базе первой школы, после возвращения ребята интересовались: «А как те ученики? Как урок прошел?»
Это был один из самых волнительных и запоминающихся моментов очного этапа конкурса – открытый урок в совершенно незнакомом классе. Самым сложным, пожалуй, было выйти за рамки привычного школьного кабинета. На конкурсе ты показываешь мастерство на незнакомых детях, за сорок пять минут нужно не просто дать тему, а «пробить» стену недоверия, зажечь их. Признаюсь, идти к пятиклассникам, которых видишь впервые в жизни, – это всегда вызов. У тебя есть всего сорок пять минут, чтобы не просто дать материал, а завоевать их доверие.
Впереди еще много открытий, неправильных глаголов и правильных людей. И я здесь, чтобы доказать: иностранный язык – это не барьер, это мост. И по этому мосту мы идем с надеждой… на успешное будущее наших детей.
Надежда Суходолец
Темой урока было «Канун Рождества», но я решила отойти от стандартного плана и превратила урок в настоящую «Миссию по спасению праздника». С первых минут увидела, как в глазах ребят зажегся азарт. Вместо сухих упражнений они стали «агентами», которым нужно было использовать свои знания английского, чтобы расшифровать подсказки и вернуть традиции Рождества. Меня поразило, насколько искренне дети приняли эту идею. Пятиклассники, которые в начале урока вели себя настороженно, включились в процесс на сто процентов. Мы практиковали новую лексику и грамматику в разных формах заданий, и каждый старался внести свой вклад в нашу общую миссию. Атмосфера была настолько заряженной, что мы не заметили, как пролетело время. Даже когда раздался звонок, никто не поспешил закрыть тетради – ребята были настолько увлечены процессом.
Пятиклассники не замечали строгое жюри, сидящее в классе, поглощенные сюжетом урока. В тот момент я еще раз убедилась: если урок основан на вовлекающем сторителлинге и искреннем интересе, языковой барьер исчезает сам собой, а незнакомый класс за считанные минуты становится сплоченной командой. Это очень хороший опыт. Полезно выходить за рамки условного комфорта, чтобы понять свой реальный профессиональный уровень. В моей ситуации признание ученика бесценно.
Но еще более волнительным стало участие в педагогической мастерской. Для меня эта форма работы стала настоящим дебютом. Я впервые выступала в роли мастера, который не просто транслирует знания, а создает пространство для совместного творчества и профессионального поиска. Выходить на такой формат – всегда риск, ведь мастерская требует предельной гибкости и готовности к импровизации. Но именно этот «дебют» позволил мне по-новому взглянуть на свои методы. Я поняла, что современный учитель – это не только носитель информации, но и дизайнер образовательного опыта.
Волнуюсь ли за следующий этап? Все относительно. Воспринимаю это всего лишь как новый вызов. Это будут педагоги области, и мне просто очень интересно посмотреть, как работают в других районах. Убеждена, что человек растет только в процессе соревновательности.
Когда закончился очный этап конкурса, я испытала внутри воодушевление и ни с чем несравнимую уверенность идти дальше. За годы работы в школе убедилась в готовности к любым новым предложениям. Я открыта к новому. И каждый раз воспринимаю ситуацию как шанс, как повод…
Екатерина КОРОЛЬ,
фото автора







