Профессия водителя в любой отрасли экономики – одна из ответственных и востребованных. Особое место занимают водители в сельских хозяйствах. Работая плечом к плечу с механизаторами, они становятся важным звеном в четкой работе любой сельскохозяйственной компании.
Так, на заслуженный отдых в январе этого года уходит один из лучших и надежных водителей КСУП «Саковщина-Агро». Виктор Кременецкий 47 лет жизни отдал профессии водителя, из них 42 года проработал на одной грузовой машине марки ЗИЛ-ММЗ-554.
Виктор Анатольевич родился в деревне Улазовичи в 1962 году. После окончания школы сразу поступил на курсы трактористов, которые организовывались на базе Воложинской райагропромтехники. Восьми классов общего среднего образования и трехмесячных курсов Виктору Анатольевичу хватило для старта во взрослую жизнь. В 16 лет он становится трактористом в колхозе-миллионере имени Ленина. В колхозе на то время заработная плата выплачивалась стабильно и была достаточно высокой с самого начала трудовой деятельности. Кроме того, рядом всегда было много опытных и небезразличных людей, которые помогали советом.
Как вспоминает сам Виктор Кременецкий:
– Можно сказать, что с совсем юного возраста начался мой трудовой путь. Работы не боялся никогда, ведь вырос в деревне. Многому научился у родителей с детства, как по ведению домашнего хозяйства, так и труду в колхозе. Моя мама работала животноводом. Приходилось часто помогать: грузить корма, кормить телят. Особенно благодарен за возможность работать механизатором и водителем своему близкому родственнику Ивану Владимировичу Карабану, который уже несколько лет трудился трактористом в колхозе. Мне всегда везло как с коллегами в труде, так и с руководителями. С такими грамотными и внимательными, как Михаил Иванович Уласик, Евгений Иванович Войтов, начинал работать. Именно они помогли определиться с профессией. Их советы и поддержку ценил всегда.
С трепетом вспоминаю, как был поощрен ко Дню работников сельского хозяйства туристической поездкой по соседним странам. Вместе с другими работниками посетили Таллин, Ригу, Ленинград. С благодарностью вспоминаю многих инженеров на предприятии: Николая Федоровича Рубацкого, Василия Васильевича Барановского, Михаила Ивановича Гинтовта, Николая Леонидовича Горбачевского, Дениса Викентьевича Ботяна. Каждому из них говорю спасибо за совместный труд и горжусь, что работал плечом к плечу с такими людьми.

Перерыв в трудовом стаже Виктора Кременецкого был всего один, да и тот в самом начале карьеры – служба в армии. И в армейский период Виктор продолжал набираться водительского опыта – перевозил ракетное топливо. После службы, в 1982 году, снова вернулся в сельское хозяйство. А куда же еще? Как сельский житель ценил простор, работу на свежем воздухе и понимал, что в качестве водителя возможность заработать будет всегда.
Еще до армии мне удалось приобрести новый мотоцикл «Jawa». На нем ездил сам, потом сын и теперь внук учится. Если за техникой правильно ухаживать, то она прослужит долгие годы. Так и в жизни, нужно ко всему относиться бережно и ответственно: к дому, в котором живешь; к работе, которую выполняешь; к семье, которую создал. Тогда и толк будет во всем.
Виктор Кременецкий
В колхозе на момент возвращения из армии поменялся руководитель. Им стал Николай Федорович Рубацкий, и первое, что он предложил, – это продолжить работать трактористом. Председатель пообещал новую машину и не обманул. Как только в хозяйстве появился новенький ЗИЛ-ММЗ-554 (сельскохозяйственный самосвал-тягач с трехсторонней разгрузкой), то сразу был закреплен за Виктором. Первым и единственным «железным напарником» в труде Виктора стал легендарный грузовик. Виктор прекрасно знает свое дело, бережно и с вниманием относится к технике. Благодаря этому он сумел сохранить свою машину не просто на ходу, а в отличном техническом состоянии. Тысячи дорог были покорены именно на ней. К своим успехам в труде относится спокойно. Он скромный человек, который живет по принципу «больше дела, меньше слов».
Все складывалось в жизни Виктора как нельзя лучше. Молодой, крепкий парень, отслуживший в армии, уже имеющий водительский опыт и профессию. Хороший и стабильный заработок позволил приобрести легковой автомобиль «Жигули». Помогли средствами немного и родители. Как передовик производства получил возможность без очереди выбрать ту машину, которая понравилась. Для того времени такая покупка была грандиозной, так что Виктор стал завидным женихом. В жены выбрал девушку из соседней деревни, с которой был знаком с детства и в школу ходили вместе.
Так все в жизни закрутилось-завертелось. За плечами осталась беззаботная юность, впереди тысячи непройденных километров и десятки тысяч тонн зерна, кормов и других важных грузов для сельского хозяйства. Время отдыха припадало только на большие праздники. Работа водителя не прекращалась круглый год: то уборка урожая, то перевозка кормов, запчастей или торфокрошки. Скучать не приходилось, но Виктор всегда видел в своей работе сплошные плюсы: дорога вносит разнообразие и не превращает труд в рутину.
Родились два сына, которые буквально выросли в этой машине. Не ленились, рано вставали, чтобы с отцом отправиться в дорогу. Ели и спали в машине. Даже в детский сад не хотели ходить, только бы с папой отправиться в путь. Для них это было самое большое счастье. Сейчас старший сын работает милиционером, младший пошел по стопам отца – стал трактористом, комбайнером, водителем. Сыновья подарили дедушке Виктору и бабушке Светлане троих внуков и одну внучку.
– Бывали и сложные времена, – продолжает свой рассказ Виктор Анатольевич. – Работа была всегда, но в сложные девяностые многие водители уволились. Я решил остаться. Как только не получалось поработать в качестве водителя, то пересаживался на трактор. По возможности, как и раньше, продолжал ездить по всей стране: Орша, Брест, Слоним, Солигорск и другие города. По району развозил зерно и комбикорм. Если едешь в Молодечно, то везешь зерно, обратным рейсом – комбикорм.
Чтобы стать отменным водителем, нужно много километров на мотоциклах проехать. Если молодой человек не имеет опыта водительского с юности, то будет тяжело стать хорошим водителем. Мой сын переломал много велосипедов, мопедов, самокатов с раннего детства. Отменный водитель – это не только призвание, но и опыт.
Виктор Кременецкий
За весь период работы получал грамоты, благодарности и премии. Люблю свой город, свою землю. Знаю многих, со многими здороваюсь за руку. Уверен, что профессия водителя будет цениться всегда. Жалко расставаться с таким надежным другом, как мой ЗИЛ. Но что поделать, пришло время отдохнуть и заняться домашними делами более основательно. За все время работы 2 раза разбирал машину полностью для капитального ремонта. Сейчас мой «железный напарник» в хорошем состоянии, может еще послужить.
А дел у Виктора Анатольевича и его супруги предостаточно. Собственный дом в Улазовичах, который строили еще родители Виктора. Домашнее хозяйство, требующее труда и внимания: корова, курочки, кабанчики. Частые гости в доме дети и внуки – приезжают почти каждый день. Своевременный уход на пенсию уже необходим для Виктора Анатольевича, чтобы укрепить здоровье, общаться с близкими и заняться своими домашними делами.
Инна ДАЛИДОВИЧ
Фото Юлии ЮША