Новый проект «Працоўнай славы» «Они идут к нам как Герои…» Рассказываем о земляках, живших в военные и послевоенные годы.
В нашей стране нет семьи, которой бы не коснулась война. Никто и никогда не забудет подвиг наших соотечественников, которые ценой своей жизни приближали Великую Победу. Сегодня мы рассказываем о судьбе нашего земляка, героя войны Александра Александровича Артишевского, потомки которого продолжают жить и гордиться своим отцом, дедом и прадедом.
Александр был единственным сыном у матери. Шестерых детей родила Екатерина Игнатьевна до появления сына, но они умерли один за другим. Впоследствии появились еще две дочки. Можно только догадываться, каково было матери отпустить единственного сына на фронт. Провожая, наказывала ему в дорогу не стрелять в людей, что это смертельный грех. Понимала, что и на вражеской стороне чьи-то дети. Надеялась, что это спасет и ее сына от гибели. Но война есть война и как она повернет свои «смертельные жернова», никто не знает.

В Красную армию Александра призвали в начале осени 1944 года. Из родной деревни Тябуты, кроме него, воевать отправились еще восемь парней. Перед отправлением ребята попадают к местной старушке-гадалке, где все, кроме Александра, узнают о возможности счастливого возвращения с войны. Александр не поверил предсказанию о смерти на поле боя и смело отправился защищать Родину. Гадалка ошиблась: из девяти Тябутовских парней живым вернулся только Александр. Перед тем, как отправить сына на войну, мать благословила его, дала с собой нательный крестик и миниатюрную иконку.
Был у Александра двоюродный брат Федор Шестак из Родевщины. Юноши дружили с детства. Защищать родные места решили вместе. В военкомат отправились вдвоем. В Польше дороги разошлись. Больше братьям встретиться не удалось. Федор погиб.
Армейской науке обучался в Козельске (территория России). Через немного больше чем месяц наш герой должен был стать минометчиком. Но судьба распорядилась иначе. По прибытии на фронт Александр узнает от старшего сержанта, что есть «горячая необходимость» в пулеметчиках. Пришлось в спешном порядке переучиваться. Так к зиме 1944 года Александра зачисляют пулеметчиком в 755-й стрелковый полк 217-й стрелковой дивизии. Через две недели – встреча с войной лицом к лицу, первые бои на передовой. Александру, как наводчику, выдают пулемет, гранату и пистолет «ТТ», с которыми и пошел в первый бой. Немцы отступали. Красная армия гнала врагов по территории Польши и дальше в Восточную Пруссию. Кровавый путь до самого Балтийского моря прошел Александр вместе с товарищами.
Поезд, на котором добирались к линии фронт, разбомбили фашистские самолеты. Состав буквально разорвало на две части, почти сразу после высадки. Тогда впервые охватил всех страх щемящий и невыносимый. Возможно, из-за указания не раскрыть себя перед врагом или от ощущения того, что совсем рядом рвутся снаряды – шли тихо и незаметно. Такого страшного, вспыхивающего от взрывов и пожаров, неба не видели больше никогда.
Из рассказов и воспоминаний Александра Артишевского в послевоенное время, 2006 год
Свою первую медаль «За отвагу» Александр получил после тяжелых боев на территории Польши. В короткие минуты отдыха между сражениями солдаты пели любимые песни. Старший лейтенант Василий Роганов, которого Александр часто вспоминал в послевоенное время, играл на трофейной гармони. Любил фотографироваться с бойцами на память. Как важно, что некоторые фотоснимки сохранились и до наших дней.
Александр принимал участие в боях за Кенигсберг. Бои были тяжелые, кровавые, длились по несколько дней. Для многих эти дни стали проверкой на мужество, а для многих последними днями жизни. Ощущалась близость к морю, часто в боях пересекались с морскими пехотинцами. В воздухе уже пахло не только порохом, но и приближающейся Победой.

В одном из таких боев под Кенигсбергом Александр получил ранение. Пуля снайпера догнала его, когда с поручением командира передвигался к другой позиции. Не оставил свой пулемет без присмотра, пробирался вместе с ним на плечах. В условиях боя и возможно аффекта сразу и не понял, что ранен. Показалось, как будто кто-то сильно ударил по руке, и потекла кровь. Но задание выполнить удалось. После лечения в госпитале Александр благополучно вернулся в строй, в свой полк. Только никого знакомого не встретил, все погибли в боях!
На одном из памятных фото с тех героических дней запечатлены 18 бойцов, оставшиеся в живых из 140 человек после последнего из боев. На обратной стороне фотографии памятная надпись: «Память боевых друзей, вышедших из боя от города Кенигсберга». И дата – 20 апреля 1945 года. Только представьте, накануне Победной весны, на пороге новой жизни, более чем 120 бойцам пришлось остаться навсегда в чужой земле. И сколько их еще не вернулось в родные края, города, села к своим матерям, женам, детям!? Какова цена победы над смертью, бесчеловечной жестокостью фанатичного фашизма? А ведь каждый из тех оставшихся в прусской земле о чем-то мечтал, кого-то любил и просто хотел жить.

Долгожданную Победу вместе с товарищами Александр Александрович Артишевский встретил в Тильзе (Восточная Пруссия). У минометчиков, с которыми дружили всегда, был приемник, по которому они и услышали победную новость. Впоследствии Александр еще служил несколько долгих месяцев в армии в тех же краях. Переписывался с родителями, которые остались на Воложинщине. Письмо отца Александра сохранилось в семье и в наши дни. Каллиграфический почерк Александра Антоновича Артишевского позволит нам окунуться в текст переписки. Замечательно письмо еще и тем, что на обратной стороне отец нарисовал подробную схему посадки сельскохозяйственных культур вокруг родного дома.

Полевая почта № 20741, Батальон связи. 28 мая 1946 года. «Здравствуй дорогой Сынок! Привет от родителей. Дорогой Сашка, сообщаю тебе, что все живы и здоровы, чего и тебе конечно желаем, дорогой Сашка. Мы твои получили 3 письма сразу, которые ты написал 12, 14 и 15 Мая. Узнали, что ты живешь неплохо, мы этим довольны… Тебе высылаю снимку нашего посева все подробно на другой стороне наш хутор и там видно все… Травы у нас хватает. Еще про щепы, что ты щипал, прижились 2 груши и одна яблоня. Одна груша выросла высотой за два метра… Сегодня празднуем ушесте Надя с Ниной пошли в Воложин на фэст я с матерью остался в дому. Я решил написать тебе письмо. Все до свиданья. Твой отец, любящий тебя».
После всех событий благополучно вернулся домой, в родную деревню. Дорога домой была нелегкой и наполнена своими особыми историями. Например, о том, как солдаты раздобыли овечку и хотели приготовить себе ужин, но отдали худенькой женщине-немке. Как только она увидела русских солдат, попросила о помощи, рассказала о голодающих детях. Овечку передали для детей, хоть и сами несколько дней были без еды.
Добрался до родного дома. Живой! С наградами! Еще в Кенигсберге в качестве подарка Александру начальство части торжественно вручило отрез ткани с наказом пошить себе парадный костюм по возвращении домой. Однако Александр решил подарить ткань сестре на платье. Сам еще долго носил военную форму. Мама сказала, что сестре нужен наряд, а тебя девушки в форме будут еще больше любить. Так и вышло, совсем скоро встретил свою будущую жену. Случайная встреча состоялась в лесу, оба заготавливали дрова и сухие ветки. Александр увидел свою Нину и все понял сразу, а она попросила помочь починить шкаф в доме.
57 лет прожили Нина Фоминична и Александр Александрович Артишевские душа в душу. Вырастили двоих детей, четверых внучек. Девять внуков и правнучек продолжают род своего героического прадеда. Александра Фоминична ушла раньше супруга, и самого Александра Александровича больше нет на этом свете. Но он всегда будет в памяти как герой. Потомки Александра Александровича помнят и знают, какой ценой досталась Победа, и кому мы все кланяемся земным поклоном за то, что ходим по земле. К воинским наградам добавилась медаль «Ветерана труда» – до пенсии трудился наш герой в родном колхозе.
Инна ДАЛИДОВИЧ