Только счастливая случайность помогла молодому жителю района не стать очередной жертвой «кредитных» мошенников. Все подробности уголовного дела рассказал заместитель начальника Воложинского РОВД Константин Сосновский.
– В конце марта в дежурную часть позвонил житель нашего района – молодой парень, работающий в одной из организаций, со странным вопросом: «Я взял кредит в банке. Что с ним дальше делать?» Сначала не поняли суть вопроса, но потом дежурный сообразил, что человек попался на уловку мошенников. Начали более подробно расспрашивать, что и как.
Ситуация такая. Сначала по «Телеграму» ему позвонил неизвестный номер. Звонивший представился сотрудником Следственного комитета: назвал высокую должность, звание, ФИО. И рассказал: есть информация, что на него мошенники собираются оформить кредит в сумме 30 тысяч рублей. Начало разговора было таким.
У человека сразу шок, паника. Он растерялся и начал более внимательно относиться к этому разговору, вникать в суть. Ему объясняют: все делается очень быстро – в режиме онлайн кто-то воспользовался Вашими анкетными данными. Поэтому, чтобы аннулировать кредит, надо опередить мошенников – взять другой кредит. То есть, если Вы сейчас возьмете кредит, мошенникам не удастся оформить на Вас кредит, потому что он у Вас уже будет. А потом Вы уже сами определитесь, что с ним делать: либо вернете деньги – процент за это никакой взиматься не будет, потому что Вы являетесь участником «спецоперации» по поимке преступников, либо потратите на свои нужды.
Потом мнимый «подполковник юстиции» кладет трубку, предупреждает, что ему будет звонить сотрудник банка – Национального банка или того, в котором обслуживается потерпевший. И буквально через несколько секунд поступает такой звонок – но уже по «Вайберу» и с другого номера. Представляются сотрудником банка, начинают якобы мошенническую схему объяснять, в которую он случайно попал, и рассказывают, что надо сделать, чтобы из нее выпутаться. Всякими уговорами предлагают и настаивают на том, чтобы он взял кредит.
В результате он в режиме онлайн, используя банковское приложение, оформляет заявку на получение кредита в сумме 10 тысяч рублей. У потерпевшего была положительная кредитная история, поэтому у сотрудников банка не возникло никаких вопросов к тому, либо мошенники берут кредит, либо он попался в руки мошенников.
Раньше такие заявки рассматривались банком в течение нескольких часов. В связи с участившимися случаями мошенничества по рекомендации правоохранительных органов эту процедуру усложнили: заявка теперь рассматривается в течение нескольких суток. В нашем случае его заявку рассматривали три дня, что и уберегло от опрометчивого шага. Как-то так совпало: то ли по каким-то субъективным причинам эти мошенники упустили из виду свою очередную потенциальную «добычу», то ли потеряли связь с ним. Неизвестно, по какой причине. Заявку ему одобрили, деньги перечислили на карточку, но дальнейших «инструкций» не поступило. Он ждал-ждал, что позвонят – скажут, что делать. И в связи с тем, что ему изначально звонили из Следственного комитета, а контактов не знал, решил позвонить на 102.
А следующий их шаг должен был быть таким. Они бы позвонили и попросили его: либо продиктовать смс-код, который пришел на телефон, либо перевести деньги на суперзасекреченный банковский счет, либо в криптовалюту, чтобы было более надежно. Но по какой-то такой счастливой случайности долго не было звонка, и он позвонил сам, чтобы узнать: что же делать с этим кредитом?
Сотрудники милиции выбыли по адресу преступления в этот же день. В течение нескольких часов аннулировали заявки, заблокировали аккаунт.
Одно из нововведений нашей системы: есть специально разработанная в Министерстве внутренних дел программа, которая позволяет на уровне Следственного комитета, милиции, прокуратуры и Нацбанка в режиме онлайн заблокировать все подозрительные операции. Отправляем электронный запрос в эту систему, в которой завязаны все субъекты. Таким образом, кредит на 10 тысяч рублей сохранили на счете. Кредитополучателю пришлось только оплатить пеню за три дня просрочки после выдачи кредита в сумме 30 рублей.
В ходе разбирательства выяснилось, что все звонки, которые поступали на телефон потерпевшего, а ему звонили с семи номеров, зарегистрированы в других государствах: префиксы начинаются +63, +78.
В мессенджерах можно привязать к своему номеру фотографию другого человека, знакомого вам. Также мошенники зачастую используют логотипы, похожие на банковские учреждения: для них не проблема скачать заставку, к примеру, Беларусбанка или Белагропромбанка, поставить ее на аватарку и подписаться этим учреждением. При этом тот, кто разговаривает, не обращает внимания на номер, к которому привязан этот аккаунт, – для убедительности достаточно картинки банка.
Хочется отметить, что совсем недавно в коллективе, где работает потерпевший, мы проводили беседу на эту тему, где подробно рассказывали о схемах действия мошенников, приводили в пример случаи. Но в критический момент, когда поступает информация из якобы очень компетентных органов, что на вас взяли кредит в сумме 30 тысяч рублей, человек не всегда может адекватно реагировать и вести себя. Там все так красиво, на юридически грамотном языке объясняют, терминами владеют, пользуются какими-то психологическими уловками. Плюс к тому же где-то в ходе разговора, где-то какая-то изначально имеется информация у мошенников – возможно, из мессенджеров, из соцсетей, потому что разговор всегда начинается с того, что человека называют по имени-отчеству и даже, бывает, по фамилии. Поэтому какие-то подозрения или сомнения, что с ним разговаривают мошенники, сразу пропадают: в голове крутится мысль – наверное, все-таки из милиции звонят, раз знают, кто я такой, сколько мне лет и как меня зовут. Хотя уверен: если зайти к вам на страничку в «Инстаграме» или в «Одноклассниках», там многое можно узнать – и про день рождения, и маму, и папу примерно вычислить. Тем более с развитием искусственного интеллекта не так сложно это все соединить.
По факту покушения на мошенничество в особо крупных размерах заведено уголовное дело согласно статье 209 часть 3, которая предусматривает наказание от 2 до 7 лет с конфискацией имущества.
Сообщения от граждан о том, что им звонили мошенники, в дежурную часть поступают каждый день – иногда по пять-шесть таких звонков регистрируется. Граждане проявляют бдительность и просят правоохранительные органы принять к сведению. На самом деле, чем больше информации, тем больше вероятность выйти на криминальный след злоумышленников. На той стороне баррикад тоже работают обычные люди, которые могут иногда одни и те же номера использовать, иногда одни и те же предлоги, которыми они завладевают «жертвами обмана». Можно дальше анализировать, где какая группа работает. Также МВД разработано программное обеспечение, которое позволяет нам отслеживать такие подозрительные звонки и предупреждать потенциального потерпевшего, что ему может грозить опасность.
В этом году зарегистрировано шесть фактов мошенничества именно с использованием информационно-коммуникационных технологий – в «Вайбере», «Телеграме». Продолжаются случаи покупок товаров, которые так и не доходят до покупателя, на самых распространенных торговых площадках. Сейчас активизируются продавцы-мошенники, которые будут предлагать по очень заманчивым ценам «все для дачи». В прошлом году нашлось немало желающих приобрести б/у технику из Европы за полцены, но при полной предоплате, потому что на границе не пропустят. Подешевле, но очень ненадежно. И хотя люди понимают, что есть определенный риск, почему-то думают, что не попадутся на уловки мошенников. Когда оплата произведена, а заказа так и не дождались, задумываться уже поздно.
К сожалению, процент раскрытия таких преступлений невысок. Хотя, по сравнению с тем, что было пять лет назад, когда раскрываемость составляла 5-6 процентов – устанавливали 5 человек из ста, кто совершил преступление, то теперь значительно продвинулись вперед. Вопрос открытый в том плане, что мы можем установить, кто это совершил, а вот возмещение потерь потерпевшему лежит в плоскости суда. На той стороне тоже развитая сеть: мы можем установить того, кто звонил, либо по таким более простым ситуациям, как продажа в интернете, несложно вычислить, кто размещал эти объявления. Но может быть закрученная схема, когда размещает один человек и его привлекают к ответственности, а он либо сам попался на уловку мошенников, либо за какой-то процент работает. Мы его установили, а он студент, у него за душой ничего нет: что с него взыскать? Будет он платить вечно – с зарплаты отсчитывать 30 процентов.
Основной совет, который хочется дать всем гражданам: надо уметь и не бояться сказать «НЕТ» на всякие такие щедрые предложения. Сказали: «Нет. Я подумаю. Я перезвоню. Перезвоните мне попозже». В это время надо проконсультироваться с тем, кого считаете компетентным в таких вопросах, нет таких знакомых – в милицию обратиться: все знают номер телефона 102.
Поступают непонятные предложения – не надо бояться прекратить разговор и отложить серьезное решение, особенно финансовое, на потом: какой-то кредит взять, какую-то машину подешевке купить, на «Куфаре» что-то очень нужное и очень дешевое приобрести. Все самые популярные площадки сотрудничают с Белпочтой, Европочтой. Наложенный платеж никто не отменял: можно договориться о покупке, а платеж совершать по факту получения товара. Когда же продавец настаивает на том, что надо обязательно предоплата, потому что очень много желающих, 99 процентов, что это мошенник. Вряд ли там такой товар: только сегодня, только сейчас, только для вас и по такой сладкой цене. Всегда надо помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке…