Официально

О системе государственной поддержки женщин

Трудовые гарантии

При приеме на работу запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора или снижать им заработную плату по мотивам беременности или наличия детей в возрасте до 3 лет. Это правило распространяется также и на одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (детей с инвалидностью до 18 лет).

В случае принятия решения об отказе в приеме на работу оно должно быть мотивированными и может быть обжаловано в суде.

На период нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет за работником сохраняется рабочее место. Если срок действия контракта заканчивается в это время, наниматель обязан его продлить (с согласия работника) как минимум до окончания отпуска. После окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет обеспечивается защита занятости матери до достижения ребенком 5 лет.

Гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 3 лет. Это распространяется на такие случаи, как:

  • сокращение численности или штата работников;
  • несоответствие работника занимаемой должности служащего (профессии рабочего) или выполняемой работе по состоянию здоровья или недостаточной квалификации;
  • длительное отсутствие на работе из-за болезни – более четырех месяцев подряд.

Аналогичный подход применяется в отношении одиноких женщин с более взрослым ребенком – в возрасте от 3 до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

При желании женщины, ожидающей рождения ребенка или воспитывающей ребенка до 14 лет, наниматель обязан пойти ей навстречу и установить неполный рабочий день или неделю.

Работники с ребенком в возрасте до 16 лет (ребенком-инвалидом – до 18 лет) обладают преимущественным правом на заключение трудового договора о выполнении работы на дому.

Трудовым законодательством предусмотрена возможность дополнительных выходных для женщин, воспитывающих:

  • ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения;
  • троих и более детей до 16 лет либо ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный выходной день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя. С 1 января 2024 г. вместо свободного дня может быть сокращен рабочий день (рабочая смена) на один час;
  • двоих детей до 16 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц. Оплата такого дня может предусматриваться в коллективном договоре или локальном акте нанимателя.

Развитие условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей

Более 59 % занятых в экономике женщин в возрасте 20–49 лет имеют несовершеннолетних детей (56,9 % – одного ребенка, 33,8 % – двоих детей, 9,3 % – троих и более детей).

На содействие равному участию родителей в воспитании детей направлены нормы Трудового кодекса по предоставлению отпуска по уходу за ребенком работающему отцу, если мать выходит на работу или учебу. При этом на отца, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, распространяются те же гарантии, что и на мать.

Для расширения возможностей совмещения профессиональных и родительских функций, вовлечения отцов в воспитание детей в Трудовой кодекс внесен ряд изменений:

  • предоставлено право отцам на отпуск
  • при рождении ребенка (сроком до 14 календарных дней в течение 6 месяцев после рождения ребенка);
  • для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, снят запрет на привлечение их к сверхурочным работам, направление в служебную командировку;
  • предусмотрено выполнение работы дистанционно;
  • учтены потребности родителей в гибких графиках работы.

В создание благоприятных условий для работающих родителей вовлекаются наниматели и профсоюзы, предусматривая в коллективных договорах более широкий перечень гарантий для своих работников.

Реализация механизмов реинтеграции женщин на рынке труда

В целях повышения конкурентоспособности безработных женщин на рынке труда организуется их бесплатное обучение в виде профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или освоения содержания образовательной программы обучающих курсов.

Благодаря принимаемым мерам численность безработных снижается. По данным обследования домашних хозяйств в ноябре 2023 г. численность безработных составила 174,3 тыс. человек, что на 16,4 % меньше, чем в ноябре 2020 г. В общей численности безработных женщины составили 41,3 %.

На протяжении ряда лет уровень фактической женской безработицы ниже, чем мужской. В ноябре 2023 г. уровень женской безработицы составил 2,9 %, мужской – 4,1 % (в ноябре 2020 г. – 3,5 % и 4,6 % соответственно).

Востребованным механизмом для развития женского предпринимательства является выделение государством безвозмездных субсидий.

За последние три года (2021–2023) субсидии предоставлены 1,6 тыс. женщин (почти 50 % от общего количества получивших субсидию), из них в 2023 году субсидию получили 332 женщины (55,6 %). Размер субсидии составляет:

  • 11 бюджетов прожиточного минимума (с 1 февраля 2024 г. – 4 474 рубля),
  • 15 БПМ (6 101 рубль) – для сельской местности.

Дополнительные гарантии матерям при выходе на пенсию

Общий пенсионный возраст для женщин, на 5 лет ниже, чем для мужчин (58 лет / 63 года).

Периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет включаются в стаж (до 12 лет в общей сложности) и учитываются при определении размера пенсии.

Женщинам с 4 детьми минимальный страховой стаж снижен до 10 лет (общее требование – 19,5 лет в 2024 году, 20 лет – в 2025 году).

Женщинам с 5 и более детьми пенсия назначается на 5 лет ранее общего пенсионного возраста (в 53 года) и при пониженном страховом стаже – 5 лет (более 23 тыс. женщин воспользовались гарантией).

Матерям с 9 и более детьми, имеющим государственные награды, устанавливается пенсия за особые заслуги (450 женщинам).

Социальная защита материнства и детства обеспечивается через предоставление:

  • государственных пособий при рождении и воспитании детей;
  • семейного капитала при рождении третьего либо последующего ребенка;
  • адресной социальной помощи и социальных услуг;
  • гарантий в сфере трудовых отношений;
  • льгот в сфере образования, здравоохранения, жилищно-кредитных отношений и в иных сферах жизнедеятельности семьи.

Источник: pravo.by