Антона Рубацкого призвали на фронт в 17 лет. Прослужив в танковых войсках, он дошел до Берлина. Воспоминаниями об отце поделилась дочь Наталья Моложавая.
80 лет назад отгремели последние бои Великой Отечественной войны, но память о героях, о людях, сражавшихся за Родину, не исчезнет, пока мы не перестанем говорить о ней.
Ветерана Великой Отечественной войны Антона Рубацкого из Вишнево уже давно нет в живых. Он ушел из жизни в далеком 1993 году. Но его дочь Наталья Моложавая, в девичестве Рубацкая, бережно хранит воспоминания об отце и продолжает собирать информацию о его подвигах.
– Папа никогда не рассказывал нам о войне, но 9 Мая по традиции надевал свой китель с наградами и пел песни военных лет. Не жаловался он никогда на ранения, которые до самых последних дней беспокоили его, как мы узнали об этом позже, – говорит Наталья. – Вся информация о нем, которую смогла найти, пришла из интернета. Хотя пыталась поговорить с его сестрой и братом, но они тоже мало что знали, ведь мой отец, как и многие его товарищи, предпочитал молчать о своих переживаниях. Детьми мы только понимали, что он был фронтовиком и у него есть награды. С появлением интернета я начала искать исторические документы о годах службы и, когда прочитала наградные листы, не смогла сдержать слез. Я даже не подозревала, что он был тяжело ранен.
Из газеты 60-х годов:
«С 1960 года хозяйство возглавляет молодой и грамотный специалист Антон Антонович Рубацкий. В этот период происходит наибольшее развитие колхоза: строятся новые фермы в деревнях Колесниковщина, Скадорвы, Букатово, начинается социальное и культурное возрождение села. В короткие сроки строятся клубы в деревнях Вишнево, Линки, Новоселки, Затишек, средняя школа в деревне Вишнево. Строится жилье, растет объем производства растениеводства и животноводства».
Оказалось, у него были серьезные травмы, в том числе осколок, застрявший в районе позвоночника. Из-за этого он ушел на пенсию раньше времени.
По документам сначала Анатолий, а после окончания войны Антон Рубацкий родился в Западной Беларуси, но семья выехала и жила в Курганской области. Все детство он рос в России, так сложились обстоятельства. Там остались его брат, сестра и мама. В 1943 году в 17 лет его призвали в армию в Нижнем Тагиле. Полгода он проходил обучение в танковой бригаде. По сохранившимся документам Анатолия готовили быть заряжающим легендарного танка Т-34. А с апреля 1944 года воевал в пятой танковой армии Первого Белорусского фронта. Несмотря на юный возраст, как и все ребята того времени, он с первых дней ринулся в бой. Участвовал в освобождении Варшавы и штурме Берлина. Награжден двумя орденами Красной Звезды за подвиги во время Варшавско-Познаньской операции и прорыве-наступлении в районе Франкфурта-Одера, орденом Славы третьей степени за бои в Берлине. Был ранен два раза.


Ему было всего 18 лет. Совсем еще мальчишка. Все его друзья гибли, танки горели вокруг, а он не сдавался. В сохранившихся документах описан его подвиг: «Товарищ Рубацкий, работая в батальоне в должности заряжающего, в период боев с 15.01 по 07.03 1945 года проявил отвагу и мужество в борьбе с немецкими захватчиками. В жестоком бою, находясь в головном отряде батальона 66-й гвардейской танковой бригады, принял на себя основной удар контратакующего противника. Стойко и мужественно отбивая натиск врага, товарищ Рубацкий уничтожил в составе экипажа более 20 немецких солдат и офицеров, а в составе взвода подбил и сжег один танк типа «Тигр» и самоходное орудие «Артштурм». Будучи раненым, товарищ Рубацкий не покинул поле боя. Контратака врага была отбита с большими для него потерями». Позже, в конце войны, после тяжелого ранения его перевели в другой взвод к артиллерийским разведчикам. В одном из документов упоминается взвод. И там он тоже совершил подвиг – пошел в разведку, уничтожил несколько врагов и затем спас тяжело раненых офицеров. В общем, вот такой у меня был батя… Знаете, у меня его характер.

После 1945 года он долгое время еще находился в Германии. Но не смог пробыть долго. Как мне рассказал брат, решил вернуться на Родину, потому что там осталась семья. Вскоре папа принял решение переехать из России на Воложинщину. Сначала он работал в отделе культуры и прекрасно пел. Однако ему предложили обучение в высшей партийной школе. Кстати, он был членом ВЛКСМ, что упоминается в его наградных документах. После обучения его сначала отправили в Захожево, а затем предложили возглавить колхоз имени Максима Горького в Вишнево и долгое время он был председателем, а мама работала филологом, преподавала русский язык и литературу в старших классах.
В моих воспоминаниях папа остался замечательным руководителем, я вам скажу. Справедливый и деятельный, пользовался большим уважением среди людей. Под его руководством колхоз Горького развивался. Я помню, как в 60-х годах мы бежали за «Працоўнай славай», чтобы прочитать, какие места занимали работники: первые, вторые, третьи. В газете часто упоминалась фамилия отца, и мы гордились этим. Помню, что он был настоящим трудоголиком – его почти никогда не было дома. Утром он уходил, а вечером возвращался поздно. И все время проводил в полях. Но при этом он оставался близким к людям, был очень справедливым и честным, даже не могу точно подобрать слова. Люди вспоминают его с добротой. Антон Антонович всегда был готов прийти на помощь. В то время у нас не было легковых машин, но за достижения колхоза ему вручили машину «Победа», на которой, если кому-то нужно было забрать роженицу из роддома, он сам ехал и помогал.
Благодаря отцу важное событие произошло для района: в 1967 году был установлен Памятник землякам в Вишнево. Когда вы въезжаете в агрогородок, то не проедете мимо – стела расположена прямо на въезде. Папа стал инициатором ее установки. Однажды он сказал: «Что я могу сделать еще для своих погибших товарищей, чтобы их помнили». В результате в 67-м году была установлена эта стела, конечно, с поддержкой района. Отец выбрал удобное место для ее расположения. Он понимал, что именно здесь должно быть памятное место. Внутри была заложена капсула с посланием потомкам. Она вскрыта в 2017 году. Текст с посланием составил папа.
Антон Антонович всегда трепетно относился 9 Мая. Для нас это был самый важный праздник. Я даже помню песни, которые он исполнял. Просто садился и пел: «Журавли», «Балладу о красках» и «Враги сожгли родную хату». Мы, дети, тогда не совсем понимали, что происходит. Все вокруг плакали, а мы думали: «Почему?» В детстве сложно осознать такие вещи. Но теперь, спустя столько времени, я понимаю, насколько это было тяжелое время. Молодые люди вынуждены были проливать кровь и погибать, и это было ужасно.

Я также помню, что папа не любил все западное. Возможно, это было связано с тем, что он многое видел в Германии, не знаю, но у него было какое-то отторжение к западной культуре.
Отец обладал прекрасным голосом и всегда был связан с музыкой, особенно любил исполнять военные песни. Когда мы были маленькими, он отправил нас с сестрой учиться в Минск, в республиканскую музыкальную школу при консерватории. Позже там же учились и все наши племянники. У нас в семье всегда царила музыкальная атмосфера. Поэтому сейчас моя семья также музыкальная. Вместе с мужем Александром, сыном мы записываем и исполняем песни. Есть в репертуаре мужа стихи, посвященные погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны, которые мужественно защищали Родину. В стихи вписана и память о моем отце Антоне (Анатолии) Антоновиче Рубацком. И мне хотелось, чтобы мы помнили, что живем 80 лет под мирным небом благодаря несокрушимому подвигу советских солдат, воевавших не ради славы, а от врагов родную землю защищавших.
Наталья НЕМКЕВИЧ