Какая удивительная и полная событий жизнь у нашего дорогого ветерана-долгожителя Николая Григорьевича Горностая, которому в этом году исполняется 100 лет.
Только задумайтесь – перед его глазами прошла история целого века нашей великой страны. За его плечами – долгая и нелегкая жизнь, которая впитала в себя события и страдания народа, победившего в Великой Отечественной войне.
Родился Николай Григорьевич в Саковщине в далеком 1925 году. Детство прошло при поляках, в тяжелом труде с малых лет. Белорусов, особенно крестьян, в те годы за людей не считали. В школе можно было учиться только до шестого класса. Николай в 12 лет окончил четыре класса и это считалось достаточным. Для деревенских путь в город был закрыт. Одна участь ожидала многих – тяжелый труд в сельской местности. Отец Николая был трудолюбивым хозяином: имел 6 гектаров земли, живность всякую. Работать с утра до ночи приходилось всем членам семьи. Николай с юных лет косил, жал жито на равне со взрослыми и вязал снопы. Умело обходился с лошадьми и коровами. Эта наука на всю жизнь пригодилась и закалила нашего долгожителя.
Когда пришли немцы, то чудом уцелел и стерпел ужасы оккупации. Постоянно жил в страхе за жизнь свою и близких. Юношу обязали работать на вывозке леса, отказ означал смерть. Жители ближайших населенных пунктов, у кого были лошади, перевозили древесину на железнодорожную станцию в Богданово. В Вишнево стоял фашистский батальон. Когда Николаю исполнилось 18 лет, ему было приказано явиться в комендатуру. Все молодое население, начиная с 1906 года рождения, согласно переписи, которая велась при церкви, получили подобные повестки. Это означало, что придется поступать на службу к немцам. Тех, кто не подчинился, сразу же расстреливали. Фашисты и в соседних деревнях убивали и жгли местных жителей. Спасло чудо: староста выдал документы, в которых было указано, что родители Николая больны и нуждаются в помощи сына. Как-то это помогло, и юношу отпустили.

Дождался освобождения родных мест от немецко-фашистских захватчиков и внес свой вклад в Победу. В ноябре 1944 года был призван в Красную армию. Служил в 400 километрах от Москвы, в дальнейшем – в авиационном полку под Бобруйском, правда, летать не пришлось. Вот где пригодилась крестьянская наука. Досматривал животных, которых отобрали у немцев, помогал в обслуживании самолетов. Довелось послужить и при военном госпитале. Так что всего хватило аж до 1948 года.
Послевоенное время, как и для многих граждан страны, проходило в трудах и победах над разрухой и голодом. Николай вернулся в родную деревню. В колхозе трудился плотником, каменщиком и на ферме. В 1956 году стал лучшим конюхом района. Приходилось пасти коров, сено вручную косил, брался за любую работу с радостью. Несколько лет работал дорожником: мосты строил, дороги подсыпал.
Николай Григорьевич женился в пятидесятые годы, стал отцом двоих детей, имеет двоих внуков и двоих правнуков. А вот супруга Евгения ушла в мир иной 16 лет назад, оставив мужу большое хозяйство. Прожили они в любви и радости 59 лет. Корову сам доил, не мог от нее отказаться, пока стадо в деревне было. Так и жил один, ожидая по выходным детей в гости. Да и сейчас сам управляется с бытом, насколько хватает сил: может суп и кашу сварить и в доме прибраться.
Ветеран остается активистом в общественной жизни. Он с удовольствием посещал школы, общается со школьниками, не раз бывал на районных праздниках. 9 Мая для него – самый главный и ожидаемый праздник в году! Дорожит первой наградой – медалью «За победу над Германией». Имеет награды, выпущенные к юбилейным датам Победы. Гостей в своем уютном дворике всегда встречает с радостью и при параде. Жители и администрация района также не забывают своего дорогого жителя, ведь он не только один из последних, оставшихся в живых ветеранов, но и нравственный ориентир для современных людей.

Многие годы Николай Григорьевич помогал в местной церквушке: был звонарем. На праздники или в дни траурные, когда нужно провожать человека в последний путь, он занимал свое место на колокольне и помогал батюшке на службах. Саковщинская церковь Святого Ильи и в войну выстояла, и в годы советского лихолетья. Николай Григорьевич с гордостью хранит грамоту, подписанную самим Патриархом. На столе в гостиной расположился иконостас: иконы с ликом Божией Матери, Иисуса Христа, Николая Угодника. Каждодневные молитвы за здоровье близких, за мирное небо над нашей Родиной и во всем мире украшают будни 100-летнего воина за Родину, за веру, правду и сегодня. Ведь он, как никто другой, знает цену жизни, честному труду и отсутвию врага на родной земле!
Инна ДАЛИДОВИЧ