Общество

Ох уж эта адаптация…

Прошло почти два месяца осени, а ваш дошкольник или первоклассник все никак не может привыкнуть к детскому саду или школе? Бить тревогу пока рано, но помочь ребенку вы можете. Какие признаки говорят о том, что ребенок еще не адаптировался в школе, в саду, и как ему помочь?

Для начала давайте разберемся что же такое адаптация.

Адаптация в широком смысле – приспособление к окружающим условиям, в узком – процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения, будь то сад или школа.

Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев, но иногда этот процесс может затянутся на целый год.

На что же следует обратить внимание родителям в период адаптации ребенка?

  1. Изменение сна ребенка, т.е.  любое изменение привычного ритма. Ребенок страдает бессонницей и не может подолгу заснуть. Или, наоборот, спит гораздо больше и чаще, чем раньше. Ребенок может начать вскакивать ночью от ночных кошмаров или начать говорить во сне. Любые изменения — «красный флажок», за которым стоит понаблюдать.
  2. Изменение настроения.  Ваш любознательный и жизнерадостный малыш вдруг стал вялым, подавленным и недовольным.
  3. Изменения отношений с едой. Стал есть больше или наоборот отказывается от еды.  Это тоже яркий показатель психического и эмоционального неблагополучия.
  4. Частые болезни. Стал чаще болеть: то по утрам тошнит, то болеет каждую неделю, то учитель звонит и говорит, что у ребенка болит живот и начался понос? Проблема может быть не только и не столько в сезоне простуд или ослабленном иммунитете, сколько в том, что психика ребенка не справляется, а следом идут и болезни.
  5. Появление тиков, энурезов, энкопрезов. Самое крайнее проявление эмоционального неблагополучия. В этом случае обязательно необходимо обратиться к специалистам!

Что-то из вышеперечисленного свойственно вашему ребенку? Без паники! Как можно помочь любимому чадо пережить сложный период адаптации?

Одной из важных задач для родителей является нормализация режима дня ребенка. Необходимо нормализовать ночной сон ребенка, для того чтобы легко встать утром, необходимо лечь спать не позднее 21.00, в выходные дни, в том числе.

Адаптация будет проще, если вы заранее научите ребёнка простым, но крайне важным в школе навыкам самоорганизации: собирать портфель, складывать всё по списку, застёгивать пуговицы, следить за расписанием.  В саду это будет умение пользоваться столовыми приборами, одеваться, умываться, пользоваться горшком и т.д.

Актуализируйте положительный опытпрошлых лет: напомните ребёнку о том, как он привык к детскому саду, или вспомните переезд и другие переломные моменты. Расскажите поддерживающую историю из своей жизни или жизни его старших братьев и сестёр. Для малышей подойдут терапевтические сказки «Как Катя в садик ходила», «Лесной детский садик», «Котёнок  идёт в детский сад», «Сказка про Грустинку».

Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратитепоходы в цирк, в театр, в гости, не записывайте его на различные кружки и занятия по интересам.

Проговорите со школьником правила общения с одноклассниками и учителем. Дошкольника готовьте к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

 Формируйте у ребенка положительный настрой на учебу в школе. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и об учителях плохо в присутствии ребенка. Ваше спокойное отношение к школьным заботам поможет ребенку решать трудности без паники.

Малышу-дошкольнику демонстрируйте позитивное отношение к саду, не показывайте свои страхи и переживания и ни в коем случае не пугайте и не наказывайте садом.

Обязательно находите время для доверительной беседы. Побольше расспрашивайте ребёнка о том, как проходят его дни в школе: что ему нравится, что его тревожит, когда он грустит и почему, а когда радуется.

А самое главное, дорогие родители,  любите своего ребенка таким, какой он есть! Ребенок должен понимать и чувствовать, что родительскую любовь нельзя «купить» хорошими оценками или поведением. Говорите слова любви и чаще обнимайте, поддерживайте и проводите больше времени с ребенком.