Первый лепет, долгожданное «мама», смешные фразы, рассказывающие о мире глазами ребенка –
все это родители ждут с нетерпением. Но что делать, если речь не появляется или она невнятная. Или в 4 года ребенок говорит хуже сверстников?
Тревога, растерянность и вопрос «Кто виноват?» – естественные чувства в этой ситуации. Однако лучший вопрос себе: «Что делать?» Первый и главный шаг – понять, что нарушение речи – не приговор, а проблема, с которой можно и нужно работать вместе со специалистом. С учителем-дефектологом детского сада № 3 «Пралеска» г. Воложина Татьяной Сосновской попробуем разобраться в этой теме.
– Татьяна Григорьевна, по каким причинам возникает нарушение речи у детей?
– Речевые нарушения могут развиваться из-за органических факторов и функциональных. К первым относятся внутриутробные нарушения. Это кислородное голодание из-за токсикоза, патологии плаценты, заболеваний мамы. Например, инфекционных – краснухи, гриппа, герпеса. Также внутриутробные нарушения могут быть вызваны употреблением токсичных веществ, вредными привычками матери (алкоголем, курением), некоторыми лекарствами или генетической предрасположенностью.
Родовая травма оказывает непосредственное влияние на развитие речи у детей. Если во время родов произошло внутричерепное кровоизлияние, или применялись акушерские щипцы, роды были сложными, или мама испытала сильный стресс, то ребенок может испытывать трудности в общении. Влияют и факторы, действующие после рождения, такие как: заболевания и травмы в первые годы жизни, тяжелые инфекции, в том числе и нейроинфекции, травма головы и сотрясение мозга. Таким образом, все эти органические факторы приводят к нарушению речевых зон головного мозга и нарушению речи.
Но не только существуют внутренние причины, есть и внешние, или же функциональные, – плохие социально-бытовые условия жизни, вызывающие педагогическую запущенность, задержку психического развития. Чтобы ребенок вовремя начал разговаривать, он должен постоянно слышать чужую речь – родителей или других родственников. Слыша неправильную речь, ребенок может и сам начать подражать ускоренному темпу речи, неправильному произношению звуков. Особое влияние оказывает мама, которая рассказывает, объясняет, показывает и знакомит ребенка с окружающим миром в первые годы жизни. Также дети из-за длительных болезней могут позже начать говорить.
В неблагополучных условиях ребенок может получить психологическую травму. Стресс, сильный испуг или психическое заболевание влияет на развитие. Даже если во время родов не произошло никаких органических повреждений, негативные социальные условия могут нанести серьезный вред его будущему развитию.
Важно отметить, что речь может страдать не только в условиях явной неблагополучности. Даже в семьях с хорошими условиями, где родители заняты работой, существует риск, что ребенок окажется наедине с гаджетами. Часто проще дать ребенку телефон, чтобы он сам развлекал себя. Однако именно в период с одного до трех лет происходит наиболее интенсивное развитие головного мозга, и упустить этот момент – значит потерять возможность заложить основы для полноценного развития. Не зря дается декретный отпуск от года до трех. Это время, когда мама может установить глубокую связь с ребенком. Важно, чтобы ребенок не проводил это время за экраном телефона, а исследовал окружающий мир. Тактильные ощущения – это ключевой элемент. Он должен не просто видеть шар на экране, но и потрогать его руками: покатить, погладить, понять, что он круглый. Точно так же квадрат, его нельзя прокатить, нужно потрогать, сравнить с другими предметами, почувствовать его ребристость. Ребенок должен ползать по комнате, ощущать разные текстуры: мягкий ковер, холодный пол. Такие реальные впечатления невозможно получить через гаджеты. Это опыт, который необходимо накапливать, только пропуская его через себя.
Очень важно читать детям сказки, стихи и потешки. Однако важно учитывать, что если предлагать сказку в неподходящий момент, когда ребенок слишком возбужден или играет, читать будет сложно. Тем не менее, даже если ребенок делает вид, что не слышит, он все равно впитывает, как губка, живую речь, его пассивный словарь пополняется в любом случае. Позже он может выдать свои знания, отвечая на вопросы или рассказывая о том, что видел на картинках.
Чтение сказок в дополнение с иллюстрациями особенно полезно для детей дошкольного возраста, так как у них в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. В этом случае они лучше усваивают информацию. Здесь же гаджеты могут быть полезны как дополнение. Например, после прочтения сказки можно посмотреть картинки на экране и обсудить их с ребенком. Важно задавать вопросы, чтобы стимулировать его аналитическое мышление.
Также стоит обращать внимание на детали во время прогулки. Гуляя с ребенком, мама может задавать вопросы о том, что встречается на пути. Например, она описывает яблоко – красное, круглое, сладкое или кислое, а затем просит ребенка рассказать таким же образом о ягодах или других плодах. Такая прогулка поможет расширить словарный запас.
Кроме того, и мама, и папа должны быть образцом для подражания. Ваша речь должна быть четкой, спокойной и уверенной. Если взрослый говорит быстро, то и ребенок тоже может начать говорить быстро.
Не нужно слишком перенасыщать психику ребенка. В моей практике был случай, когда привела мама своего четырехлетнего малыша, у которого начали появляться признаки заикания. Когда стали разбираться, то оказалось, что у них вся неделе была перенасыщена. Один день – в театр, другой – в цирк, кроме того кружки и чтение книг. В результате – у ребенка начались проблемы с речью, стали появляться запинки. Головной мозг не успевал обрабатывать огромный поток информации. Поэтому важно не перегружать ребенка. Посещение театра или цирка каждый день – не совсем хорошая идея. Лучше ограничиться одним мероприятием в неделю или даже раз в две недели.
– В каком возрасте маме стоит забеспокоиться? Есть ли критерии, по которым определяют нарушения речевого развития?
– Все верно, есть критерии. К 3-4 годам уже должны быть сформированы свистящие звуки. В 4-5 лет ребенок должен четко произносить шипящие. В 5-6 лет идет формирование сонорных звуков – «Л-Р». Уже к 6-7 годам у него должен быть четкий «Р». Это самый сложный звук, поэтому он и самый поздний и позже появляется в речи.
К трем годам в норме ребенок должен говорить фразами и предложениями. Если мама замечает, что к этому возрасту он произносит только одно слово, например, вместо «хочу пойти гулять» говорит только «гулять», то стоит забеспокоиться. Конечно, существует и такой момент, что ребенок в семье избалован вниманием, дома его желания удовлетворяются по первому слову. Например, если он говорит «гулять», а мама сразу же начинает собираться, не спрашивая, что именно он хочет. Это приводит к тому, что ребенок начинает лениться говорить предложениями. Важно, чтобы родители не только понимали его с полуслова, но и стимулировали выражать свои мысли полными предложениями. Например, спрашивать: «Что ты хочешь кушать?» и не выполнять его просьбы, пока он не скажет это в виде полного предложения.
Если все-таки мама замечает, что ребенок не произносит звуков или у него возникают трудности с формированием фразовой речи, необходимо обратиться к логопеду.
К трем годам дети обычно начинают ходить в детский сад, где работают специалисты по развитию речи. Дефектологи работают и при поликлиниках. Когда у ребенка есть некоторые трудности с речью, они могут дать рекомендации и провести первичное обследование. При серьезных нарушениях специалист направит к неврологу для дальнейшего обследования. Кроме того, ребенок может пройти консультации у других специалистов. Затем, собрав нужный пакет документов, он проходит обследование в центре коррекционно-развивающего обучения, где выдается заключение о нарушении. С этим заключением идет в сад заниматься с дефектологом в спецгруппе либо пункте коррекционно-развивающего обучения, где работаю и я с детьми с пяти лет с нарушениями речи. На занятиях мы делаем упражнения на развитие речевого аппарата, для развития правильного речевого дыхания и мелкой моторики, работаем над формированием лексико-грамматической стороны речи, над коррекцией звукопроизношения, развиваем связанную речь.
– Существует мнение, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Есть ли разница в развитии речи между ними?
– Да, действительно, среди детей с нарушениями речи мальчиков больше, чем девочек. Девочки, как правило, начинают говорить раньше, мальчики позже. Эти различия объясняются особенностями развития их мозга, у девочек более быстро созревают речевые зоны, чем у мальчиков. При правильном подходе взрослых к развитию речи детей с возрастом мальчики догоняют девочек по речевому развитию.
Что касается органических нарушений, они могут возникать как у одних, так и других одинаково. В этом плане трудно сказать, влияет ли пол ребенка на вероятность возникновения нарушений.
– Если бы выделили самые важные годы, которые влияют на развитие речи, то это какие?
– В период с года до трех лет, когда активно формируется речь, очень важно проводить время с ребенком, общаться и рассказывать о том, что происходит вокруг. Например, когда мама готовит на кухне, она может проговаривать свои действия: «Я готовлю салат. В него кладем помидоры, огурцы, зелень». Даже если ребенок делает вид, что не слушает, он все равно воспринимает информацию. Лучше всего посадить его рядом и комментировать каждое действие как можно подробно.
Дети в этом возрасте учатся быстро, как губки, впитывая все вокруг. Также полезно заниматься развитием мелкой моторики, так как это напрямую связано с развитием речи. Ученые неоднократно подчеркивали, что занятия, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют речевому развитию. Поэтому стоит больше лепить, играть с мелкими деталями и конструкторами. Никакие гаджеты не заменят живое общение и игру с предметами. Работая пальчиками с мелкими деталями конструктора или собирая мозаику, ребенок не только развивает моторику, но и укрепляет нейронные связи в мозге. Есть такое выражение: «Головной мозг на кончиках пальцев», которое напоминает о важности соприкосновения рук с предметами для маленьких детей. Родителям стоит уделять внимание таким занятиям, в которых нужно завязывать шнурки, складывать и сортировать предметы и использовать игры, которые развивают мелкую моторику.
Беседовала
Наталья НЕМКЕВИЧ
Фото Юлии ЮША
(Продолжение будет)





